Антон Иванович сердится

Киносборники, редкие отдельные короткометражки и выпуски киножурналов, в которых с конца июля стала наконец-то появляться хроника, снятая на фронтах, удовлетворяли, конечно, тягу зрителей к чему-то новому, но этого, разумеется, не хватало. Сегодня мы поговорим о некоторых фильмах, которые снимали еще в мирные дни, но выходили они уже в военное время.


 21 июня 1941 были сняты последние дубли музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Сценарий этого фильма, написанный в соавторстве Евгением Петровым, в конце марта, когда уже запускалось производство, подвергся разгрому начальника управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) тов. Александрова: «В сценарии музыкального фильма «Антон Иванович сердится» авторы (Е. Петров и Мунблит) исходят из ложного принципа, будто бы в музыкальном фильме главное — веселая музыка, поэтому в нем не должно быть никаких мыслей.


Люди в сценарии сознательно оглуплены (...). Полнейшая безыдейность и отсутствие советского духа в сценарии позволяют изображенные в нем действия перенести в любую капиталистическую страну». В финале своей докладной в ЦК Александров требовал исключить сценарий из производственного плана на 1941 год в силу полной его непригодности. 


Фильм, милейшую музыкальную комедию, тем не менее, отсняли, доделывали под постоянные воздушные тревоги и впервые показали ленинградцам 19 августа. По данным историка блокадного кино Вячеслава Кокина, первый сеанс состоялся в кинотеатре «Гигант» на площади Калинина. В общесоюзный прокат фильм выпустили на экраны 29 августа, за день до того, как в черте Ленинграда упали первые немецкие бомбы. К этому моменту город был уже фактически отрезан по суше от основной части страны. 


Павел Кадочников, сыгравший в «Антон Ивановиче» одну из главных ролей, еще в июле пытался уйти в ополчение, но был отправлен в Сталинград сниматься в «Обороне Царицына». Афишами фильма был заклеен весь Ленинград. Многие из них так и провисели на улицах всю войну, став невольными свидетелями всех ужасов блокады.


У картины, которая была объявлена «тематически пригодной в новых условиях», сложилась отличная прокатная судьба, причем не только в СССР. К февралю 1942 года на Запад было отправлено 8 копий фильма. В Великобритании он шел под названиями: «Любовь композитора» и «Песня весны», а в США назывался «Весенняя песня». На оккупированной территории фильм, как совершенно «нейтральный», крутили в кино и немцы.


Евгений Петров с начала войны стал корреспондентом Совинформбюро, ездил по фронтам и смог добраться до Севастополя уже в дни третьего штурма. Из города он вырвался на лидере «Ташкент», а в 2 июля 1942 года погиб в совершенно дурацкой авиакатастрофе, когда возвращался в Москву из Краснодара.