Прокат четвертого выпуска «Боевого киносборника» начался 22 августа 1941 года. В этот день обстановка на южном и северном участках Советско-германского фронта стремительно ухудшалась. Москва уже ровно месяц подвергалась массированным бомбардировкам. Их пик прошел, но москвичи этого пока не знали. Не случайно первой новеллой нового выпуска стал сюжет про зенитчиков — но не про советских, а про английских.
В период после подписания СССР пакта Молотова-Риббентроппа советско-британские отношения, которые никогда не были особенно теплыми, ухудшились почти до состояния войны.
Масла в огонь подлила и советско-финская война. Однако после стремительного разгрома Франции и Англии летом 1940 года советскому руководству стало понятно, что на европейском континенте остались только два крупных игрока, СССР и Третий Рейх, и война между ними крайне вероятна. Понимание это совпало с началом «блица», бомбовой войны немцев против английских городов. А борьба британской ПВО против немецких самолетов изучалась с особым вниманием. В том числе и официальная британская кинохроника.
В предвоенные месяцы в газетах публиковались довольно подробные статьи о действиях ПВО Лондона, а с началом войны, одновременно с ростом взаимной дипломатической активности, информации о действиях Союзников стало еще больше. Как ни странно, британскую кинохронику решили размещать не в «Союзкиножурналах», а именно в «Боевых киносборниках».
Итак, перед нами новелла «Британские зенитчики», которая в оригинале называется «ACK-ACK”. Это девятиминутный фильм британского министерства информации. Что означают эти слова «ЭК-ЭК»? Тут все просто. В годы Первой мировой войны и Интербеллума буквы A, B и C в британском голосовом военном алфавите звучали как Ack, Beer и Charlie. Anti Aircraft Gun, то есть зенитное орудие, в сокращении звучало не AA, как сейчас, а Ack-Ack. Вот и вся разгадка.
В самом ролике рассказывается о типичной работе типичной батареи британских тяжелых зенитных орудий, о приборах, которыми пользуются зенитчики, и объясняется, по какому принципу происходит борьба c вражеской авиацией. Повествование идет от лица обычного зенитчика, он рассказывает гражданам о том, как происходит отражение германских налетов. Мы решили показать вам этот фильм в оригинале.
Борису Барнету в первые дни войны был 41 год, но к этому возрасту он уже стал классиком советского, да и не только, кинематографа. Начав еще с немых фильмов, таких как «Мисс Менд», «Девушка с коробкой» и «Дом на трубной», он без труда перешел в звуковой кинематограф и с картиной «Окраина» о русской глубинке времен Первой мировой войны в 1934 году получил главную награду самого первого Венецианского кинофестиваля, которая тогда называлась «Кубок Муссолини». Впрочем, награда была групповая: ее получила вся советская кинопрограмма.
В «Окраине», за которой последовал «У самого синего моря», Барнет запустил карьеру Николая Крючкова. Эйзенштейн, кстати, назвал Барнета Царь-режиссером, но в контексте Царь-колокола, который не звонит, и Царь-пушки, которая не стреляет. Впрочем, Барнет снимал.
Перед самой войной с Барнетом случилась крупная неприятность: он сделал милейшую комедию положений о скачках «Старый наездник», которая очень понравилась кинематографистам на предпоказах, но взбесила держиморд из агитпропа. «Фильм злопыхательски высмеивает всё новое, что принёс с собой колхозный строй в деревню. Колхоз показан как случайное сборище людей, ведущих праздный образ жизни, советские люди наделены самыми низменными чувствами жадности, соперничества, зависти.
Предметом зубоскальства является легковой автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, а колхозники занимаются только тем, что вытаскивают машину; говорящее письмо со вздорным содержанием; парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т. д. Московский ипподром выведен ничем не отличающимся от любого капиталистического предприятия этого типа с тёмными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем». «Старого наездника» к показу запретили, и на экраны он попал только в 1959 году.
Уже в конце июня Барнет приступил к съемкам короткометражки «Дот № 207», которая позднее получила название «Мужество». Сюжет довольно простой: в ходе наступления красноармейцы не могут обезвредить немецких пулеметчиков, засевших в ДОТе и прижимающих их к земле. Тогда один из бойцов придумывает хитрый маневр, благодаря которому удается обезвредить немцев. Но удается это с огромным трудом. Фильм очень сильно отличается от «оборонной» продукции в довоенном стиле. Прежде всего, за счет того, что Барнет демонстрирует, насколько это было допустимо, реалии окопной жизни. Разумеется, без того натурализма, с каким он сделал это в «Окраине», но зрителям было понятно: враг вовсе не идиот и легко не будет.
Борис Чирков в первые недели войны без работы не сидел. Сыграв роль Максима для первого «Боевого киносборника», он начал сниматься в киноконцерте «Мы ждем вас с победой». Киноконцерты отличались тем, что делать их было сравнительно просто: подбирались или специально создавались музыкальные номера, сочинялся сквозной сюжет или конферанс, а затем все быстро снимали. По технологии концерты напоминали те самые «Боевые киносборники». Чирков играл здесь сельского кузнеца, ветерана гражданской войны, который приводил в порядок шашку красноармейца. Ветераны Гражданской войны в те дни регулярно появлялись и в сюжетах «Союзкиножурнала» — напутствовали бойцов, рассказывали, как здорово били немцев в 1918 году, и размахивали шашками, конечно же. Сцены с Чирковым снимали на натуре, в быстро сооруженной лачуге, а в качестве павильонных декораций частично использовались те, в которых только недавно снимали «Свинарку и пастуха».
Практически одновременно Чирков снимался в новелле, «Антоша Рыбкин», которая потом вошла в «Боевой киносборник» №3. Ставил ее Константин Юдин, комедию которого «Сердца Четырех» распяли и запретили перед войной. Новелла рассказывает о веселом и неунывающем поваре, который очень хочет быть танкистом или кем угодно, ибо стыдно перед другими оставаться кашеваром. Но армии нужны повара. В силу этого служит он по своей специальности. Однако когда враг высаживает на железнодорожной станции, на которой стоит воинский эшелон, десант, Антоша, проявив максимум солдатской смекалки, унасекомливает врагов и бежит к своей кухне, чтобы успеть накормить красноармейцев. Новелла была настолько популярной в народе, что на ее базе уже в эвакуации сняли полнометражный фильм.
По воспоминаниям Чиркова, в ходе съемок с дерева забыли снять актера, изображавшего немецкого парашютиста. Его приметили бдительные граждане, помогли слезть, хорошо отлупили и поволокли в милицию. Там все выяснилось, но осадок в виде впечатлений и синяков у артиста остался.
Для съемок «Антоши Рыбкина» прямо во дворе «Мосфильма» построили станционные помещения и даже кусок железнодорожной ветки. Съемки прерывались воздушными тревогами, во время которых все специалисты, занятые в кинопроизводствах, прыгали в щели и прочие бомбоубежища. О забегах в траншеи вспоминает Лидия Смирнова, которая снималась в «Мы ждем вас с победой».
Киноконцерт завершался песней «Священная война». Это была ее первая запись, которую граждане страны и услышали в массе впервые 30 сентября, когда «Мы ждем вас с победой» пошел в прокат.





