Боевой киносборник №4

9 сентября 1941 года, когда на экраны страны вышел «Боевой киносборник №4», положение на фронтах обострилось. Позитивные новости шли только с Центрального направления. Там 6 сентября, после нескольких недель ожесточенных боев, освободили Ельню и выбили немцев с Ельнинского выступа. Это была первая более или менее крупная победа в войне, завершившая проигранное в целом Смоленское сражение.


С севера и юга шли плохие новости. 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде. Части Юго-Западного фронта попали в огромный Киевский котел. Уже принималось решение об оставлении Одессы. Москве, вроде бы, пока ничего не угрожало, но это было иллюзией. Уже шла эвакуация московских киностудий, но на экраны еще выходила их продукция, снятая летом. 


4-й бэкс был снят на студии «Союздетфильм». Эта киностудия была создана в 1936 году, на базе закрытой государством коммерческой советско-германской киностудии «Межрабпомфильм», у которой в начале 30-х годов было лучшее в СССР техническое оснащение. Несколько позже «Союздетфильм» получил еще и Ялтинский филиал. После войны студия была переименована в киностудию имени Горького. 


Эвакуация студии началась во второй половине июля, а в качестве первого пункта ее назначения была избрана Уфа (затем ее перевели в Сталинабад). В начале августа произошел крупный скандал. Руководство управления пропаганды и агитации обвинило худрука студии режиссера Сергея Юткевича в том, что он убоялся бомбардировок, ускорил выезд своей группы, которая снимала фильм «Как закалялась сталь», в Ульяновск, а не в Уфу и фактически бросил паникующих сотрудников «Союздетфильма». Руководителям Комитета по делам кинематографии порекомендовали сместить Юткевича с поста, пока тот не снимет хороший и полезный фильм. Что и было сделано с формулировкой «за грубое нарушение государственной дисциплины». Юткевич смог доказать, что никакого злого умысла он не имел, а действовал, имея на руках все разрешения, и вскоре его восстановили в должности. 


Впрочем, к нашей истории этот скандал особого отношения не имеет, поскольку киносборник делался под руководством Григория Александрова, режиссера таких культовых предвоенных фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь».


К сожалению, мемуары Александрова «Фильм и эпоха» исключительно неинформативны, а дневник, который он вел многие годы, увы, недоступен исследователям, и подробности создания этого киносборника нам неизвестны. Впрочем, все это относится и к другим киносборникам, да и ко многим фильмам.


Конферанс «Боевого киносборника №4» поставил Григорий Александров. Совершенно предсказуемо не обошлось в нем без Любови Орловой, которая совершенно предсказуемо изобразила почтальоншу Стрелку из кинокомедии «Волга-Волга». 


Почему же все вышло так предсказуемо? Ответ прост: «Волга-Волга», без всяких сомнений, была одним из популярнейших советских фильмов, если не самым популярным и лучшим в карьере Александрова, а Любовь Орлова была в СССР кинозвездой номер один. Кроме того, Орлова была женой Александрова, который снимал ее во всех своих фильмах, каковой подход в те времена, да и позже, практиковали многие режиссеры. 


По сюжету Стрелка развозит по сельской местности почту и с помощью небольшой киноустановки, это 16-мм узкопленочный киноаппарат УП-1, крутит гражданам фильмы, предваряя их небольшими выступлениями. Но не только. Барышня разоблачает и помогает задержать немецкого диверсанта, который не знает, что его, якобы, деревня расселена, а на ее месте теперь канал. Здесь можно усмотреть влияние одного из ранних сценариев «Волга-Волга», где в финале не члены художественной самодеятельности по каналу приплывают в Москву, а канал приходит к ним. (Обратим внимание на то, что в сценах со Стрелкой преобладают девушки — милиционер (вооружена, между прочим, автоматической винтовкой Симонова АВС-36), шофер. Почти все мужчины на фронте). Наконец Стрелка попадает в воинскую часть, где вручает бойцам письма и участвует в танцевальном номере. Главная музыкальная тема выпуска — не «фанфары» мосфильмовского композитора Николая Крюкова, а заглавная песня из «Веселых ребят», но с переделанным текстом. 


И еще важный момент. Именно в четвертом киносборнике впервые продемонстрирован широким слоям советской общественности знаменитый плакат «Родина-Мать зовет!».


Вопреки байкам художника Ираклия Тоидзе и ренегата Резуна-Суворова, плакат не был опубликован в июне 1941 года. Более того, самый ранний известный экземпляр плаката, хранящийся в РГБ, подписан к печати 4 августа 1941 года. И на улицах он мог появиться именно в те дни, когда снимали обсуждаемый киносборник. И этот плакат как раз возникает во время стрелкиных сеансов, заменив другой, что висел на его месте раньше, причем буквально в одной сцене.


Обнаружен, кстати, источник, ставший вдохновением для конферанса "Боевого киносборника №4". Это отрывок из сводки Совинформбюро от 29 июля 1941 года: "Колхозница сельскохозяйственной артели Энского прифронтового района тов. Петрова работала в поле. Неожиданно из леса вышел вооружённый человек и стал расспрашивать её о дороге в город, о сёлах, расположенных по ней, о совхозах и фермах. Незнакомец вызвал у бдительной колхозницы подозрение. Вдали, на конце поля, за кустарником, работала колхозница Лукерья

Алексеева. Прикинувшись глуховатой, тов. Петрова начала громко разговаривать с неизвестным с тем, чтобы её услышала подруга. Последняя тотчас же побежала в сельсовет. Вскоре прибыли колхозники из истребительной дружины. Фашистский бандит пытался открыть огонь, но был разоружён и доставлен в воинскую часть". Самое интересное, что фамилия почтальонши Стрелки из "Волги-Волги" — ПЕТРОВА.


«Боевой киносборник №4» открывает монтажная документальная новелла «Британский флот». Ее автор — Лев Фелонов, выдающийся специалист и теоретик киномонтажа. На протяжении многих лет он был сотрудником знаменитого режиссера Эсфирь Шуб, которая прославилась тем, что для своих картин покромсала и извела массу уникальной дореволюционной кинохроники. Уже после войны Фелонов продолжал развивать свое мастерство, много преподавал и участвовал в создании стереоскопического фильма «Машина 22-12».


Вторая новелла, «Патриотка», имеет достаточно любопытный сюжет, который в Голливуде растянули бы на час. В ходе боя советский бронеавтомобиль получает пробоину бензобака. Повреждение устранили, но бензин вытек. В это время на близлежащую деревню немцы высаживают десант и начинают измываться над колхозниками, которых заставляют строить ВПП для высадки посадочного десанта. К бездвижному броневику пробирается местная девушка-трактористка, которая решает раздобыть бензин. Для этого она связывает себе ноги и с коромыслом на плечах бредет к заветной бочке. Наконец, бронеавтомобиль заправлен и немцам устраивают резню. А тут и спасительная Красная армия подоспела. 


Роль трактористки исполнила Зоя Федорова, которую мы уже не раз упоминали и еще не раз упомянем в нашем длинном рассказе. А красноармейца из броневика играет Павел Шпрингфельд. Перед самой войной он снялся в своей самой крупной роли в фильме «Сердца четырех», но прославила она его уже после войны, в силу известных причин. Зрители, впрочем, Шпрингфельда знали по «Моим университетам» про молодого Максима Горького и по «В тылу врага», в котором он играл одного из героических бойцов. Среди актеров стоит упомянуть и вечного кинозлодея Андрея Файта. 


Сценарий новеллы написали соавторы Ивана Пырьева по «Богатой невесте» и «Трактористам» Евгений Помещиков и Николай Рожков, а поставил фильм бывший кинооператор Василий Пронин. В его активе на тот момент была прекрасная приключенческая картина «Комендант птичьего острова», экранизация рассказа «советского Джека Лондона» Сергея Диковского, который погиб во время Советско-Финской войны. Чуть ли не единственный фильм, в котором всесоюзный Петька, Леонид Кмит, исполнил главную роль. А самые известные фильмы Пронина, снятые уже после войны — это «Сын полка» и «Хождение за три моря» с Олегом Стриженовым.


Разоблачив вражеского шпиона, Стрелка приезжает в рыболовецкий совхоз и раздает девушкам письма. Ничего не достается только одной барышне. Оказывается, ее парень, Михаил Баков, решил, что ничего не будет ей писать, пока не прославится. Ибо в противном случае писать не о чем. И тут выясняется, что у Стрелки есть про этого самого Бакова целая новелла «Приказ выполнен», снятая по мотивам сводки Совинформбюро. 


Сюжет таков: погранзастава отбивает немецкое наступление, у бойцов кончаются патроны, но отправленный с грузом трактор-тягач куда-то пропал. Начальник заставы отправляет красноармейца Бакова в тыл, чтоб тот узнал, что происходит с транспортом. Тот обнаруживает поломавшийся тягач и вместе со смешным бойцом, пока механик-водитель ремонтирует машину, отбивает попытку немцев зайти с тыла, а потом, прямо на тягаче, устраивает успешную контратаку на основные силы противника. К сожалению, саму сводку Совинформбюро найти не удалось, но такого рода случаев в войну было много, что доказывают и наградные листы, которые можно найти на сайте «Память народа». Интересно, что роль тягача, под которым явно имеется в виду «Коминтерн», исполнил какой-то задрапированный трактор. 


Роль командира погранзаставы сыграл артист ТРАМА Владимир Соловьев, между прочим, первый исполнитель роли Сергея Луконина в спектакле по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». Роль бойца Бакова исполнил Дмитрий Павлов. В кино он снимался мало, зато театральных ролей у него огромное количество. В годы войны он выступал в составе фронтовых бригад. Сценарий написали Геннадий Фиш, относительно популярный поэт и публицист, и профессиональный сценарист Константин Исаев. Поставил новеллу Ефим Арон, один из создателей документального эпика «Турксиб». 


Во время съемок «Мосфильм» посетил младший лейтенант ВВС Виктор Талалихин. 7 августа 1941 года он совершил первый в истории ночной воздушный таран в неподсвеченном прожекторами небе, а на следующий день ему присвоили звание Героя Советского Союза. Талалихин сфотографировался с членами съемочной группы, оставив одно из немногих свидетельств того, как создавались киносборники. Кстати, на киностудию он заехал не просто так, а для того, чтобы сняться в «Боевом киносборнике №5». Но чтобы рассказать об этом необычном выпуске, нам придется сделать отступление. Не очень лирическое.