С 2 октября по 24 ноября 1941 года на экраны кинотеатров не выходило никакой новой художественной военной продукции — только очередные выпуски «Союзкиножурналов», да проекты, начатые еще до 22 июня, такие, как уже упоминавшийся «Свинарка и пастух» и «Дело Артамоновых». Да и самих студий художественных фильмов в Москве уже не было.
Еще с лета шла эвакуация в Среднеазиатские республики. К середине ноября исход был, в общем, завершен. «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались в Алма-Ату, где 15 ноября были вместе с недавно созданной Алма-Атинской киностудией слиты в ЦОКС - Центральную объединенную киностудию. «Союздетфильм» сдал свое помещение Центральной студии кинохроники и переехал в Сталинабад, так назывался тогда Душанбе. Киевская и Одесская киностудии перебрались в Ташкент. Ашхабадская и Бакинская киностудии усиливались московскими кадрами. Наконец, Тбилисская киностудия, одна из старейших и мощнейших студий страны, всегда пользовавшаяся определенной автономией, работала по своим планам, но и к ней на время прикрепили крупных московских режиссеров.
Все эти «новые» киностудии обладали одном важным преимуществом — яркое солнышко позволяло много снимать на натуре. На этом все преимущества заканчивались, поскольку нормальная производственная база существовала только в Тбилиси. Но о том, как советское кино выжило в новых условиях, мы поговорим позже и отдельно.
Люди попадали в новые места по-разному и с большими проблемами. С самых первых дней войны полетело к черту расписание движения транспорта. Павел Кадочников, после безуспешной попытки в начале июля уйти на фронт, в середине июля отправился на съемки фильма «Оборона Царицына» под Сталинград. В поезде, а потом на барже с беженцами он и его коллеги провели 16 дней. И это еще не самый длительный срок. Так или иначе, в ноябре на новых местах постепенно собрались все и можно было начинать или продолжать работу.
22 ноября 1941 года был подписан приказ о начале съемок полнометражного фильма «Секретарь райкома». Ставить его поручили одному из столпов советского кинематографа — Ефиму Дзигану. До войны он снял «Мы из Кронштадта», по популярности соперничавший с «Чапаевым». И, разумеется, «Если завтра война», главной «оборонный фильм» СССР, который здорово аукнулся, когда наступило то самое «завтра».
Еще одну картину Дзигана, «Первая конная», которую он снимал с 1939-го, вообще не выпустили на экраны, да и фактически не дали доделать. И про нее нам придется рассказать отдельно. Но пока посмотрим на то, что же происходило в стране со 2 октября по 24 ноября 1941 года.

