Чапаев с нами

С конца июня 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» напоминали разбуженные ульи.


К этому моменту Минск был захвачен немцами, Киевская киностудия прекратила работу и спешно эвакуировалась.


Единственное крупное кинопроизводство вне союзных столиц оставалось в Тбилиси. 


Идея о том, чтобы быстро снимать короткометражки на военную и оборонную тематику, пришлась начальству по вкусу.


Это давало возможность наполнить кинотеатры новой актуальной продукцией и позволяло продержаться до завершения эвакуации, принципиальное решение о которой принималось в те же дни.


Кроме того, часть предприятий, которая обслуживала Комитет по делам кинематографии (пленочные заводы, заводы, выпускавшие киноаппараты, и проч.), в соответствии с мобилизационными планами переходила на производство военной продукции.


Добровольно и по призыву уходили на фронт рабочие студий, студенты ВГИКа, некоторые актеры и ряд специалистов. Наконец, неизбежная эвакуация гарантировала скорую остановку производства. Кроме того, еще шла доделка нескольких фильмов, которые начали снимать до войны. О них у нас будет отдельный рассказ. В общем, нужно было спешить.


Массовая работа началась 5 июля. В этот день на Мосфильме начали снимать короткометражки «ДОТ №42» («Мужество») и «Антоша Рыбкин». А в Ленинграде…


В кино и не только существует такое явление как «камео», когда в постановке появляется на короткое время либо известный человек, играющий сам себя, либо какой-то популярный герой.


Советские кинематографисты с этим приемом были знакомы и массированно использовали его: например, в картине «Если завтра война» появляются и маршалы Буденный с Ворошиловым, и летчики-герои Водопьянов, Громов и Бабушкин. Но то был монтажно-игровой фильм. А вот в художественном кино был персонаж, который еще до войны умудрился засветиться, как теперь сказали бы, в разных франшизах. Речь идет о Максиме, роль которого сыграл Борис Чирков. 


Максим — герой трилогии Г. Козинцева и И. Трауберга «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Это первый советский звуковой сериал, который посвящен жизни пламенного большевика, прошедшего путь от простого рабочего парня до министра финансов в революционном большевистском правительстве, а потом ушедшего защищать от немцев Петроград.


Картина пользовалась у зрителей 30-х годов просто невероятной популярностью, но в наши дни от нее в памяти осталась только песенка «Крутится-вертится шар голубой». Трилогию активно показывали и в послевоенное время, а вот другой фильм, в котором появляется Максим, после смерти Сталина на экранах продержался недолго. 


Речь идет о «Великом гражданине» Фридриха Эрмлера, эпической картине, которая повествовала о том, как злодеи убили пламенного большевика, а прототипом его был Киров. Первая серия фильма вышла в 1937 году. Действие ее происходит в 1925-м, и в какой-то момент мы получаем камео: в фильме появляется Максим. 


Он уже в возрасте, на лацкане его пиджака сияет Орден Красного Знамени, а работает он в Комиссии партийного контроля ВКП(б). В общем, человек серьезный. Поскольку «Великий гражданин» служил идеологическим обоснованием Большого террора, его на длительное время скрыли от граждан, а снова показали уже в 90-е годы, в рамках знакомства с кинематографом эпохи тоталитаризма. 


Интересно, что «Выборгская сторона» вышла уже после премьеры первой серии «Великого гражданина».


С первых дней войны Борис Чирков, который в это время не был занят ни в каких постановках, участвовал в выступлениях перед мобилизованными. По ночам он вместе с коллегами охранял Мосфильм, причем в его обязанности входило поднять тревогу в случае возникновения пожара.


На случай появления диверсантов у Чиркова было старое охотничье ружье с одним патроном. 7 июля Комитет по делам кинематографии утвердил программу «Боевых киносборников», и Чиркова пригласили сниматься.


История советского кино в целом покрыта мраком безвестности и неясно кому первому пришла в голову вводить в будущие киносборники ведущего. Прием отличный, он позволял объединять разные фильмы, снятые разными творческими бригадами, в единое целое. 


И в качестве ведущего самого первого киносборника был избран именно Максим. Общий сценарий конферанса написали Козинцев и Трауберг, а ставил общую линию, которая одновременно была и первым сюжетом киносборника, Сергей Герасимов. 


Несмотря на то, что сюжет производила студия «Ленфильм», материал снимали в Москве. Чирков никуда не переезжал. 


И еще одно камео (не последнее) нельзя не упомянуть, раз уж мы затронули это явление. Это появление Василий Иваныча в киноплакате «Чапаев с нами», поставленном гением советского батального кино Владимиром Петровым. Но о нем в наших следующих выпусках.


В начале июля на «Мосфильме», «Ленфильме» и «Союздетфильме» началось производство «Боевых киносборников» — киноальманахов, включавших в себя короткометражные фильмы военно-оборонной тематики. Первые семь выпусков имели название «Победа за нами!». Самый первый вышел на экраны 2 августа. Буквально на пару дней раньше в кинотеатрах стартовала короткометражка «Чапаев с нами». Мы уже говорили о них, но придется вернуться к этой теме.


По мнению таких историков советского кино, как Евгений Марголит и Олег Ковалов, кинематограф в начале войны оказался в некоторой растерянности, что и отразилось на первых работах. Связано это было с тем, что ход войны нарушил все пропагандистские прогнозы, на основе которых строилось «оборонное» кино.


Война не закончилась быстрой и сокрушительной победой. Более того, уже к середине июля стало понятно, что Красная Армия терпит тяжелые поражения. В эти дни немцы уже штурмуют Киев, ведут бои на Лужском рубеже и в Смоленске. Идет эвакуация, которая напоминает бегство. Новости противоречат слухам. В результате, первые фильмы имеют весьма специфическую тональность.


«Чапаев с нами», снятый в Ленинграде, основан на давней мечте о том, чтобы Чапаев выплыл из вод Урала. Оригинальный фильм без всякого преувеличения был самой популярной картиной в предвоенном СССР. Сталин смотрел его в Кремле не менее 30 раз. 


Время от времени возникали слухи о том, что где-то крутят фильм, в котором Чапай выплывет, и народ снова бросался делать кассу кинотеатрам. На сей раз, Чапаев действительно выплывает навстречу радостным красноармейцам из 1941 года.


Но по его тону чувствуется, что не все в порядке. Фильм сделан фактически в виде плаката. Чапаев, на фоне развевающегося красного знамени, выступает перед бойцами, стоящими на Красной площади (это подмонтированная хроника, снятая на довоенных парадах). Помимо лозунгов, обращает на себя внимание следующая конструкция, которую повторит сошедший с экрана Максим: «Мы воевали голые и босые, у нас ничего не было, но мы разбили всех врагов, а вы, вооруженные и снабженные по высшему уровню, точно должны победить». В дальнейшем в «бэксах», как прозвали киносборники, такие формулировки больше не повторялись.


Не знаем точно, как была организована работа творческих групп на киностудиях именно в таких проектах, но можно предположить, что «темники» они получали.