Фотографии времён ВОВ 5
Ледовая трасса «Дорога жизни» на Ладожском озере

Декабрь 1941 г. – февраль 1942 гг.

Фотографы Р.А. Мазелев, В. Г. Федосеев.

РГАСПИ. Ф. 71. Оп. 55. Коллекция фотографий.


Ледовая трасса, проложенная по замерзшему Ладожскому озеру, была построена по инициативе секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) и члена Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданова. В историю она вошла как «Дорога жизни» и стала символом противостояния Ленинграда немецко-фашистской блокаде. По этой дороге из блокадного города эвакуировали детей и раненых, по ней же Ленинград снабжался продовольствием и боеприпасами. 

Интересен тот факт, что ледовая дорога начала работ у 22 ноября 1941 г., но официальное одобрение И. В. Сталина на устройство «зимней фронтовой автомобильной дороги» А.А. Жданов получил только 27 ноября 1941 г. При этом он призывал «принять надлежащие меры военной охраны дороги», так как понимал, что противник попытается сорвать перевозки. 

Тогда Сталин считал, что «все это дело малонадежное и не может иметь серьезного значения для Ленинградского фронта». «Единственное средство добиться надежного и регулярного снабжения Ленинградского фронта и г. Ленинграда заключается в том, чтобы поскорее, не теряя ни часа, прорвать кольцо противника и пробить себе дорогу» - писал Сталин Жданову. 

Однако прорвать кольцо блокады удалось только 18 января 1943 г. И на это время «Дорога жизни» была единственной нитью, соединявший блокадный Ленинград с большой землей. В зиму 1941–1942 гг. дорога работала 152 дня, в зиму 1942-1943 гг. – 101 день. Из блокадного Ленинграда по ледовой трассе было эвакуировано около 600 тыс. человек. 


Другие альбомы