Морской ястреб

Возникший в августе 1939 года дефицит «оборонного» кино надо было чем-то заполнять. Прямо показывать на немцев было нельзя. В результате, замышляя фильм «Морской ястреб», его авторы решили создать образ современных пиратов, которые зачем-то топят в Черном море торговые суда разных стран. 


Сценарий написали Николай Шпанов и Андрей Михайловский. Шпанов в Советском Союзе был фигурой культовой. Воздухоплаватель и авиатор Первой мировой и Гражданской войн. Редактор и автор различных военно-авиационных журналов, настоящий фанат концепции генерала Дуэ, которая предусматривала достижение победы в войне с помощью ударов стратегической авиации. Именно Шпанов стал одним из отцов советской фантастики о будущей войне, и если уж искать нашего Тома Клэнси, то это он и есть. Точнее, Клэнси и Ральф Питерс, сами того не зная, вышли из реглана Николая Шпанова. Главная довоенная книга Шпанова «Первый удар» была экранизирована студией «Мостехфильм», будущий «Центрнаучфильм» под названием «Глубокий рейд». Художественная картина включала в себя не только роскошные сцены, снятые на борту бомбовозов ТБ-3, но и пояснительную анимацию. Современный зритель такое мог видеть в картине «Лучшие в аду». 


В 1939 году «Глубокий рейд» уехал на «полку» в числе прочих оборонных фильмов вместе с картиной «Моряки» Одесской киностудии, поставленной выдающимся режиссером-маринистом Владимиром Брауном. «Моряки», вроде, немцев открыто не цепляли, там РККФ громил сферических злодеев в вакууме, но перестраховались. А кино надо было снимать, ибо немцы немцами, а как-то готовить население к отпору врагу приходилось.


И тут вспомнили — скорее всего, Шпанов — про британские Q-ships, корабли-ловушки, которые под видом гражданских судов бороздили просторы и привлекали к себе внимание вражеских подводников. Заметим, что британцы такое практиковали аж с XVII века, когда боролись с берберскими пиратами. Впрочем, корабли-ловушки использовали и против британцев. В сущности, пираты такой практики придерживались регулярно. В годы же Первой мировой войны Q-ships были почти единственным средством борьбы против распоясавшихся немцев. Более того, командование Черноморского флота переоборудовало в ловушку две шхуны, и одна из них, под названием «Сергей», даже постреляла в германскую субмарину. Понятное дело, что про корабли-ловушки на Западе снимали фильмы и писали книги. Ну и в СССР феномен был известен. 


Что касается идеи террора на морских коммуникациях, то в 1936 году бывшим советским режиссером Федором Оцепом во Франции был снят фильм «Гибралтар», который уже после войны в СССР шел под названием «Сети шпионажа». Но это уже совсем другая история, как и роман Хемингуэя «Острова в океане», посвященный кораблям-ловушкам Второй мировой войны.


К съемкам «Морского ястреба» приступили в апреле 1941 года. Снимали картину в Одессе и окрестностях. Она должна была удачно встроиться в один ряд с «Четвертым перископом», в котором против Красного флота также действовали безымянные злодеи. 


На главную роль советского капитан-лейтенанта, которому приказали командовать ловушкой, пригласили Ивана Переверзева, молодого актера, который быстро набирал популярность после роли в мелодраме «Моя любовь». Его главного антагониста, командира вражеской подлодки, сыграл Андрей Файт — актер внешности специфической и вражеской, а по жизни приличный и интеллигентный человек, бывший еще и отличным боксером. А роль комендора Ласточкина исполнил Леонид Кмит, каковой после Петьки в «Чапаеве» играл петек разного калибра. 


Музыку для фильма писал Генрих Варс, композитор из Львова. Звали его на самом деле Хенрик Варшавский, был он одним из популярнейших польских эстрадных композиторов. А во Львове оказался, когда сбежал из немецкого плена и смог перейти границу. Музыку к песне Варс писать отказался, поскольку русский знал плохо и боялся «не попасть» в народную душу. Это сделали композитор Юрий Милютин и молодой поэт Евгений Долматовский.


Песню в фильме исполнил актер Чеслав Сушкевич, с которым мы еще встретимся. А консультантом картины стал командир Одесской военно-морской базы контр-адмирал Жуков. Работа шла своим ходом, но тут началась война. 23 июня члены съемочной группы собрались на митинг и решили в полном составе уйти на фронт, однако адмирал запретил призывать кого-либо и приказал завершать работу. По его же настоянию сценарий был переработан. Вражеская подлодка стала немецкой, а бой с ней происходил 22 июня, в первый день войны.


Съемки в Одессе продолжались до середины июля, когда находиться в городе стало опасно из-за налетов германской авиации. На старом пароходе «Пестель» съемочную группу перевезли в Новороссийск, а через какое-то время кинематографистов отправили в Ташкент, куда была эвакуирована Одесская киностудия. Значительная часть оборудования осталась в Одессе и была растащена румынами.


В Ташкенте «Морского ястреба» доделали и впервые показали 7 декабря 1941 года в Доме Красной Армии Среднеазиатского Военного Округа, а 24 января 1942 он поступил в общесоюзный прокат. Фильм до самого конца войны не сходил с экранов, пользовался популярностью, но в послевоенные годы был снят с проката и, как многие другие картины военного времени, прочно забыт. 


Но случилось чудо. Леонид Ильич Брежнев вспомнил и про песню, и про сам фильм, рассказывая про Малую Землю. Картина тут же нашлась, а песня снова зазвучала на радиоволнах. Владимир Браун тему вражеской подлодки не забросил, а вернулся к ней в 1950 году в фильме «В мирные дни». Как и в предыдущих его работах, роль молодого и неунывающего морячка играл прекрасный актер, бывший матрос парохода «Цюрюпа» Андрей Сова.