Перед войной

В конце весны 1941 года все ждали войны со дня на день, но ничто не предвещало такой скорой войны.


К этому времени уже больше года из проката — по крайней мере, в столицах и крупных городах — были изъяты почти все фильмы оборонной тематики, особенно те, в которых как-то затрагивались конфликты с немцами, прошедшие и будущие.


С Третьим Рейхом все еще действовали пакт о ненападении, договор о дружбе и границах, а также ряд других соглашений.


Приходилось соблюдать формальную вежливость. Еще в октябре 1940 года Комитет по делам кинематографии при СНК СССР подготовил список кинофильмов, рекомендуемых для показа в военное время. К особо рекомендуемым, которые следовало показывать гражданам в первую очередь, относились такие картины как «Трилогия о Максиме», «Великий гражданин», «Волга-Волга», «Петр Первый», «Цирк», «Чапаев» и другие.


В случае отсутствия этих фильмов разрешалось брать из списка и другие. Всего в списке художественных картин было 84 ленты. 


С документальными, короткометражками и фильмами-песнями, которые полагалось крутить перед основными сеансами, позиций в списке набиралось под 200. 


А вот с новой «оборонной» кинопродукцией была беда. В конце марта 1941 года начальник Главного управления политической пропаганды Красной Армии, армейский комиссар 1-го ранга Запорожец жаловался товарищу Жданову, что положение с созданием военно-учебных фильмов обстоит совсем плохо. 


В конце мая, после проверки состояния местной противовоздушной обороны страны, каковое оказалось просто катастрофическим, Комитету по делам кинематографии приказали снимать целую серию учебных фильмов для населения типа «Как бороться с зажигательными бомбами» и тому подобное. 


Примерно в те же дни молодой и успешный кинодраматург Алексей Каплер, который еще появится в нашей истории не раз, пишет в ЦК: «Нужно разработать план военной тематики и немедленно приступить к его реализации. Фактически у нас военного кино, такого какое необходимо в связи с современными событиями нет...»


26 мая ЦК ВКП(б) принял постановление о запрете кинокартины «Сердца четырех». Причиной стал развлекательный характер фильма. Разрешен к выпуску в прокат он был только в самом конце 1944 года. Журналу «Огонек», который умудрился опубликовать на фильм положительную рецензию, прилетела жесточайшая плюха, после чего было строго-настрого запрещено печатать рецензии на не вышедшие в прокат фильмы.


Еще раньше с показа были сняты готовые фильмы «60 дней» и «Два друга», которые действительно отличались невероятным идиотизмом, а также закрыли производство картин «Политрук Колыванов», «Разгром вражеской эскадры» и «Два джигита». Вообще последние предвоенные месяцы вокруг советского кинематографа шла крайне оживленная дискуссия, от которой у многих режиссеров и сценаристов, а также чиновников натурально тряслись колени. По мнению ряда исследователей, дело явно шло к очередному погрому в киноиндустрии, и что бы из этого вышло, остается лишь гадать. Впрочем, вскоре обстоятельства изменились. В те же дни на экраны СССР вышла картина о Финской войне и девушках из Российского отделения Красного Креста «Фронтовые подруги» с Зоей Федоровой в главной роли. 


21 июня 1941 года, в субботу, художественный руководитель киностудии «Мосфильм» Эйзенштейн написал в Ленинград режиссерам Козинцеву и Траубергу письмо с приглашением переехать на работу в Москву. Вечером того же дня полковой комиссар Фомин посмотрел вместе с гарнизоном цитадели крепости Брест-Литовска хорошую кинокартину «Четвертый перископ» (особо рекомендуемую в военное время), выступил перед бойцами с речью о том, что нужно быть бдительным и пошел на вокзал, чтобы убыть в отпуск к семье. Но все билеты на поезда, шедшие на восток, были раскуплены. Расстроенный Фомин (на фото) решил, что попробует уехать в воскресенье, вернулся в казарму и лег спать.