Театр Ермоловой
Московский драматический театр им. М.Н. Еромоловой
Купить билет
Человек – вот правда! Пьесы Максима Горького в Театре Ермоловой

1937/1944/ 2025



Пьесы Максима Горького полны веры в Человека, в то, что он может преодолеть самые сложные испытания. Горький «крупен своим сердцем и своим патриотизмом», — писал Борис Пастернак. Со временем пьесы Максима Горького не утрачивают своей популярности. То, что казалось исключительно остросоциальным в момент их первого появления на театральной сцене, со временем стало общечеловеческим.

Елена - Елена Кононенко, Протасов – Федор Корчагин. Фото предоставлено пресс-службой театра
Елена - Елена Кононенко, Протасов – Федор Корчагин. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Елена – Елена Кононенко, Вагин - Иван Соловьев. Фото предоставлено пресс-службой театра
Елена – Елена Кононенко, Вагин - Иван Соловьев. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Лиза – Эсфирь Кириллова, Чепурной – Александр Васильев. Фото предоставлено пресс-службой театра
Лиза – Эсфирь Кириллова, Чепурной – Александр Васильев. Фото предоставлено пресс-службой театра
Программа спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
Программа спектакля. Фото предоставлено пресс-службой театра
«Дети Солнца»

Режиссёры Николай Хмелёв и Мария Кнебель

Премьера 1937 г.

Выездная версия 1941 г.

Капитальное возобновление 1944 г.


В 1936 году Николай Хмелёв, руководивший Студией, предложил режиссёру Марии Кнебель совместную работу над пьесой Максима Горького «Дети Солнца». В Театре Ермоловой, которым тогда руководил Макс Терешкевич, Кнебель ставила пьесу Горького «Последние». Параллельно с этой постановкой было решено приступить к репетициям «Детей Солнца». «Хмелёвскому «штурму и дрангу» нельзя было противостоять. Я, во всяком случае, не умела. В жизнь вошли Хмелёвская студия и «Дети солнца», – так вспоминала о начале этой работы Мария Осиповна Кнебель. К финалу работы над спектаклем судьба совершила поворот, и Хмелёв стал художественным руководителем Театра им. М.Н. Ермоловой, соединённого со Студией под руководством Н. П. Хмелёва.

Так, в 1937 году, «Дети Солнца» стали первым спектаклем, ознаменовавшим слияние двух театров и большим совместным успехом режиссёров.

В начале Великой Отечественной войны власти страны приняли решение распустить труппу Театра Ермоловой. Николай Хмелёв не согласился с этим решением и отважно написал письмо лично Сталину с просьбой сохранить театр, чтобы артисты «искусством били врага». Сталин с доводами Хмелёва согласился.

Артисты Театра Ермоловой внесли свой вклад в приближение победы советского народа над фашизмом. Всего за время войны ермоловцы дали 346 шефских концертов в Махачкале, 52 в Буйнакске и 25 в Черемхово Иркутской области. Неоднократно выезжали на передовую, где сценой был грузовик, «партером» – поляна, а невдалеке располагались фашистские части. Артист Всеволод Якут вспоминал, как они с партнершей Эсфирь Кирилловой не дрогнули, когда во время спектакля над импровизированной «сценой» пролетел фашистский самолет. «После этого случая мы заслужили похвальные слова от командира, который с укором говорил солдатам:

- Там кто-то испугался, вскочил; вы смотрите на артистов – они не струсили, не перестали играть!» Именно тогда, в пору страшных испытаний, яснее всего проявилось не только мужество, но и гордость, достоинство артистов, которые не позволяли им ни при каких обстоятельствах прервать спектакль.

В 1941 году ермоловцы играли «Дети Солнца» сначала в Махачкале, а потом на сцене Черемховского драматического театра.

По возвращении Театра в Москву в 1944 году спектакль «Дети Солнца» пережил капитальное возобновление. Были восстановлены мизансцены, обновлены декорации, артисты вновь погрузились в ту счастливую атмосферу, в которой создавался этот спектакль. После спектаклей в эвакуации и концертов, сыгранных в госпиталях и на передовой, в обстановке, далекой от уютного театрального зала, артистам было важно вновь прикоснуться к тончайшим струнам человеческой души.

"Дети Солнца" были пропитаны любовью к театру и к творчеству Горького. Мария Осиповны Кнебель называла писателя «русским Шекспиром». Невозможно просто «приятно провести вечер», если на сцене пьеса этого автора. Горький бесстрашно погружается в самые глубины человеческой души и зовет за собой зрителя. «Я не знаю другого писателя, который так страстно ненавидел бы в человеке подлое и с такой силой умел выставить это напоказ», – писала Кнебель.

После всего пережитого на войне совершенно иначе звучали слова пьесы, острее чувствовалось противопоставление «звериного» и «человеческого» начала в душе людей. По-особому воспринималось прекраснодушие Протасова, погружённого в холодный эгоизм. Спектакль Хмелёва и Кнебель "Дети Солнца" никогда не был жесткой сатирой, это была скорее трагикомедия. Постановка строилась на противоборстве двух начал. Симпатии зрителей кренились то в одну, то в другую сторону, попеременно вызывая то уважение к героям, то смех, убийственный для них. Но высокая гуманная нота пронизывала весь спектакль.

Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Нил – Виктор Ворзонин, Поля – Александра Милёшина. Фото Евгении Сириной
Нил – Виктор Ворзонин, Поля – Александра Милёшина. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Нил – Виктор Ворзонин, Татьяна - Ольга Волкова. Фото Евгении Сириной
Нил – Виктор Ворзонин, Татьяна - Ольга Волкова. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
Сцена из спектакля. Фото Евгении Сириной
«Мещане»

Режиссёр-постановщик Григорий Южаков

Художники Анастасия Гришина, Анастасия Ткаченко

Премьера 7 марта 2025 г.


В 1926 году в одном из писем к С. Т. Григорьеву Горький высказал поразительную мысль: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной, потому что – как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными – люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – ещё раз – о цели и смысле бытия».

Почти через 100 лет творчество Горького продолжает оставаться актуальным именно в области «цели и смысла бытия».

«Мещане» – первый драматургический опыт Горького. Название долгое время определяло отношение режиссёров к героям. Но пьеса гораздо шире и глубже, чем название, а герои Горького гораздо сложнее, чем социальные маски, они многогранны и неоднозначны. В центре сюжета не просто противостояние двух идеологий: приземленной мещанской и свободной прогрессивной. Это противостояние двух поколений, пока ещё не переросшее в конфликт. Дети не желают прислушиваться к отцам, совершая те же ошибки, а старшие – не очень-то стремятся понять молодых.

Современное мещанство ассоциируется с уютом, комфортом, достатком и благополучием, которое, впрочем, легко разрушается вторжением яркого чувства, сильной эмоции, вхождением в узкий мещанский круг яркой личности или идеи. 

Как и в «Детях Солнца», в сценическом оформлении «Мещан» важной частью декорации является круглый стол. Этот стол не просто предмет мебели, это символ, исключающий прямое противостояние, призывающий близких людей к разговору. Ведь Горький-драматург прекрасно понимал, как должно было больно сжаться сердце старика Бессеменова, когда он осознал, что конфликт с детьми уже не потушить.

Режиссёр Григорий Южаков считает: «Жизнь меняет формы, и попытка сохранить её в неизменности провальна по своей сути. 

Для меня пьеса «Мещане» – это история одной семьи и близких друг другу людей, которые пытаются за круглым столом понять друг друга. Ключевое во всём этом: пытаются понять…».

Мещанство, как явление, как философия, вызывало особое раздражение у Максима Горького. В 1906 году он даже написал беспощадную публицистическую статью «Заметки о мещанстве». Но как художник, за «социальным явлением» Горький всегда видел человека. И во всех своих художественных поисках между «правдой и человеком» Горький делал выбор в пользу человека. «Человек – вот правда!». И этот выбор великого писателя был многократно оправдан всей нашей историей.