Самая нежная пьеса. «Машенька»
1941/2025
В годы войны «Машенька» – последняя предвоенная премьера Театра Моссовета, заняла в его репертуаре уникальное место. Мирная, во всех смыслах слова, история напоминала о том, ради чего и ради кого идёт этот страшный бой с фашистами. Впечатление от спектакля «Машенька» хранили в сердце, как хранили фотографии близких и любимых в кармане гимнастерки.
Прошло более 80-ти лет, а история Машеньки и профессора Окаёмова звучит все также пронзительно, герои – узнаваемы, проблемы – вечны.
Режиссер Юрий Завадский
Художник Милий Виноградов
Премьера 4 марта 1941 г.
В годы Великой Отечественной войны в репертуаре Театра Моссовета появилось несколько масштабных и глубоких постановок: «Фронт», «Русские люди», «Нашествие».
Юрий Завадский считал самой важной задачей тех дней показать величие духа советского человека. «Наше искусство обязано раскрыть эту тему во всей её широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего времени, его характер, его биографию, его психологию» - писал он, определяя задачи Театра Моссовета в годы войны.
Кажется, что нет ничего более далекого от этой задачи, чем спектакль «Машенька», премьера которого состоялась 4 марта 1941 года. Работа над постановкой была счастливым временем для его участников и создателей. Спектакль полюбили, полюбили как родного человека, многочисленные зрители.
«…Родилась “Машенька” от страстного желания побыть среди хороших людей, благородных намерений, сердечной теплоты и подлинной дружбы…» – говорил Александр Афиногенов. «Машенька» открыла совершенно новое направление в советской драматургии. После суровых социальных пьес Афиногенова «Страх» и «Ложь», в атмосфере борьбы с врагами и подготовки к войне внезапно возникла пьеса о хороших людях. О том, что важно быть внимательными и снисходительными к близким, о любви к жизни, расстилавшейся впереди и обещавшей не только потрясения, но и радость.
В результате спектакль получился трогательный, нежный, скорее примиряющий, нежели воинствующий. Афиногенов с радостью приходил на репетиции, принимал участие в обсуждении, переделывал текст с учётом новых свойств героини, привнесенных Верой Марецкой. Актриса наделила свою юную героиню, Машеньку чувством юмора и задорностью. Опытная актриса смогла буквально перевоплотиться в девочку. Марецкая создала образ хрустальной душевной чистоты, и, в то же время, живой и характерный.
В центре сюжета «Машеньки» – отношения пожилого профессора Окаёмова, знаменитого ученого-палеографа, погруженного в науку, и его внучки Машеньки, внезапно переехавшей к нему жить. Необходимость взаимодействовать с этим юным существом, ставит перед академиком новые задачи – освоить искусство общения с внучкой. Да и вообще – с людьми, а главное, открыть в себе способность любить.
Вера Марецкая, Евсей Любимов-Ланской, Этель Марголина, Василий Ванин, Михаил Ганопольский, Александра Арсенцева создали уникальный актерский ансамбль. Юрий Завадский считал, что достоинства этого спектакля «в первую очередь объясняются нашей общей объединённостью вокруг Афиногенова, с его острым ощущением современности и страстной влюблённостью в советского человека, вокруг темы “Машеньки”. Отсюда то удивительное единство и увлечение исполнителей, которого добился театр».
Спектакль был в репертуаре недолго, в связи с началом войны и отъездом труппы Театра Моссовета из Москвы. Однако, в сердцах зрителей он оставил неизгладимый след. Те чувства, которые вызвали герои “Машеньки”, свет и искренность главной героини, объединившей семью, помогали бороться с общей бедой, придавали силы и бодрость духа в годы войны.
Афиногенов с первых дней войны активно включился в работу. Работал в Совинформбюро и писал новую пьесу – «Накануне». Он был одним из тех, кто в самое трудное время 1941 года ни на секунду не сомневался в Победе. Афиногенов не был слеп и многое в том, как складывались события на фронте, его волновало и тревожило. И всё-таки он упрямо верил, что страна отразит удар.
29 октября 1941 года во время налета фашистской авиации на Москву Александр Афиногенов погиб. Ему было 37 лет.
Писатель успел создать 26 пьес, среди которых «Машенька» стала самой нежной.
Режиссер Евгения Тикиджи-Хамбурьян
Художник Василиса Кутузова
Художественный руководитель постановки Андрей Кончаловский
Премьера 21 марта 2025 г.
К постановке пьесы Афиногенова сегодня подтолкнул молодого режиссера, свою ученицу Евгению Тикиджи-Хамбурьян Андрей Кончаловский, который стал и художественным руководителем постановки. Точнее, он подал идею обратиться к пьесам из репертуара прошлых лет театра, а выбор Евгении уже пал непосредственно на «Машеньку». Ее внимание привлек не только сюжет очаровательной пьесы Александра Афиногенова, но и история постановки, её значение в жизни Театра Моссовета. Дань памяти и исследование того, как в сегодняшнем дне отражаются человеческие ценности, которые были так важны почти 80 лет назад.
Борис Пастернак, который любил творчество Александра Афиногенова, сказал на вечере памяти писателя в 1944 году: «…В моих глазах это был человек верующий. Он был такой верующий человек, что о нем можно сказать: «Вера горами двигает». Афиногенов показал на живом примере, что вера именно творит. Он был человек веры, которая в действительности созидательна, и из горнила этой веры созидалась действительность».
В своей «Машеньке» Евгения Тикиджи-Хамбурьян бережно воссоздала ту действительность, подчеркнула значимость затронутых автором тем, постаралась проникнуться духом времени предвоенного общества, сохранив теплый юмор, озорство и обаяние этой удивительной пьесы. Замечательные актерские работы старшего поколения артистов (Александр Голобородько, Евгений Данчевский, Маргарита Шубина, Анастасия Тагина), среднего (Дмитрий Попов, Анна Гарнова, Михаил Филиппов, Лилия Волкова) и молодого (Ксения Комарова, Юлия Бурова, Александр Попело, Николай Новоселов, Евгения Лях, Маруся Колесникова, Иван Расторгуев) в этом спектакле сделаны в лучших традициях школы Юрия Завадского, с присущей ей тонкостью и глубиной.
Спектакль Тикиджи-Хамбурьян – про одиноких людей, которые через тотальное недоверие, преодоление себя, через ожоги прошлого, на наших глазах объединяются в семью. И двигателем этого процесса становится Машенька – человек, способный излечить души своей искренностью, нежным чувством, своей энергией и силой. «Машенька» 2025-го года демонстрирует нам, что как бы ни менялась жизнь, что бы ни происходило вокруг, самым главным и ценным являются чувства и взаимоотношения между людьми. Машенька, сыгранная молодыми актрисами труппы, вселяет надежду и веру в хорошего человека. В человека, который, несмотря на тяготы жизни и разные проблемы, остается чистым и добрым. И делает такими же всех вокруг.
В линии профессора Окаёмова, неожиданно для себя ставшего любящим дедушкой, Евгения Тикиджи-Хамбурьян транслирует еще одну немаловажную идею, что многие ошибки прошлого, продиктованные малодушием и слепой обидой, невозможно исправить до конца, а потому финал в спектакле остаётся открытым.
Но неизменной для всех героев является мысль, что время, в наступление которого, несмотря ни на что, так верил сам Афиногенов и его герой профессор Окаёмов, ещё впереди: «Вы увидите, как кусочек угля с мой кулак будет отапливать громадный дом... Вы увидите, как жизнь человеческая будет продлена на много лет... Вы услышите, как прозвучит на земле последний выстрел, и люди забудут, что такое война. Вы будете жить в новом мире, без войн... Все это вы увидите и переживете...».













