Центральный театр кукол им. С.В. Образцова
Государственный академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова
Купить билет
Сказки Карло Гоцци в Театре кукол им. С.В. Образцова

1943/2017


Гоцци считал, что, несмотря на неправдоподобие ситуаций, его сказки раскрывают истину и добро. Какие бы приключения не происходили бы с героями пьес Гоцци, они всегда принимали на себя ответственность, совершая нравственный выбор.  

Премьера спектакля «Король-олень», которой помешала война, стала возможной в 1943 году благодаря тому, что на небольшом пароходике «Комсомолец» театр сумел эвакуировать в Новосибирск все, что было связано с постановкой: папки с эскизами, чертежи и готовых кукол. Судно отчалило от одной из отдаленных набережных столицы, укрытой в целях маскировки снопами из прибрежного тростника.

А спустя 74 года – в 2017 году - в театре Образцова появилась еще одна сказка Гоцци в постановке Бориса Константинова «Турандот». Действие спектакля режиссер перенес на «воду», а герои существуют и перемещаются на лодках. Это и посвящение самой Венеции, и знаменитым венецианским каналам, на которых протекает вся жизнь итальянского города - родины Гоцци, и словно дань памяти состоявшейся когда-то, вопреки обстоятельствам, премьере «Короля-оленя», чьи декорации и куклы спаслись именно благодаря «Комсомольцу»…

На фото: Художник Борис Тузлуков с куклами из спектакля "Король-олень", фото предоставлено пресс-службой театра
На фото: Художник Борис Тузлуков с куклами из спектакля "Король-олень", фото предоставлено пресс-службой театра
Поклон после спектакля «Король-олень», съемка телеверсии, 1944 год.  Слева направо: Евгений Сперанский с Труффальдино, Варвара Потемкина с Анджелой (спиной к публике), Павел Мелиссарато с Дерамо (за спиной Образцова), Екатерина Успенская с Клариче, Давид Лимпан с Дворецким, Владимир Майзель с Тартальей.
Поклон после спектакля «Король-олень», съемка телеверсии, 1944 год. Слева направо: Евгений Сперанский с Труффальдино, Варвара Потемкина с Анджелой (спиной к публике), Павел Мелиссарато с Дерамо (за спиной Образцова), Екатерина Успенская с Клариче, Давид Лимпан с Дворецким, Владимир Майзель с Тартальей.
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень». Художник Борис Тузлуков
Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень». Художник Борис Тузлуков
Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень». Художник Борис Тузлуков
Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень». Художник Борис Тузлуков
Декорации к спектаклю "Король-олень". Художник Борис Тузлуков. Фото предоставлено пресс-службой театра
Декорации к спектаклю "Король-олень". Художник Борис Тузлуков. Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля «Король-олень». Фото предоставлено пресс-службой театра
Автор пьесы Евгений Сперанский с куклой Труффальдино. Фото предоставлено пресс-службой театра
Автор пьесы Евгений Сперанский с куклой Труффальдино. Фото предоставлено пресс-службой театра
Режиссер спектакля Виктор Громов с Сергеем Образцовым. Фото предоставлено пресс-службой театра
Режиссер спектакля Виктор Громов с Сергеем Образцовым. Фото предоставлено пресс-службой театра
Композитор спектакля Наталья Александрова. Фото предоставлено пресс-службой театра
Композитор спектакля Наталья Александрова. Фото предоставлено пресс-службой театра
Спектакль «Король-олень»

Сценическая обработка – Евгений Сперанский

Художник Борис Тузлуков

Премьера 1 июня 1943 г.


Спектакль «Король-олень» по сказке Карло Гоцци в сценической обработке Евгения Сперанского и оформлении Бориса Тузлукова.

Премьера предполагалась осенью 1941 года, но война ворвалась в театр в самый разгар работы над спектаклем.  

Премьера состоялась 1 июня 1943 года в Новосибирске, где театр находился в эвакуации. Красивый романтичный спектакль о любви создавался в суровых условиях войны.

У Карло Гоцци действие пьесы происходит на безвестном острове Серендипп, в сказочном царстве короля Дерамо. Пьеса Гоцци обрела в спектакле большую человеческую теплоту и значительность. Тема верности в любви, перекликаясь с общей верой дней войны: «Жди меня и я вернусь. Только очень жди…».

Людям, уставшим от тяжких условий военного быта, истосковавшимся по родным местам, живущим в вечной тревоге за своих близких на фронте, этот спектакль казался окном, приоткрытым в новую мирную жизнь, которая была уже не за горами. Эта наивная сказка была не ко времени, но в ней развертывалась борьба между добром и злом. Светлые чувства, благородные характеры бились не на жизнь, а на смерть с натурами низкими, преступными. Бились и побеждали. Трагикомическая сказка Карло Гоцци таила в себе большую веру в человека.

Погрузившись на пароходик «Комсомолец», ГЦТК отчалил от одной из отдаленных набережных столицы, укрытой в целях маскировки снопами из прибрежного тростника…

На судно грузились не только люди и их личные вещи, но и театральное имущество. Капитан закричал не своим голосом, когда прибыл еще один ящик. В этом ящике были… папки с эскизами, чертежи и готовые куклы «Короля-оленя». Если бы многие из нас знали тогда, что находилось в этом ящике, то отнеслись бы к этому по-разному: одни как к несбыточной мечте, другие как к неуместной затее - кому был нужен в то грозное время сказочный остров Серендипп с его наивными чудесами?

 

Александр Головин, работник постановочной части, рассказывал:

«Большинство людей было уже на «Комсомольце», оставалась последняя ездка. Мы последний раз прошлись с Борисом Тузлуковым по опустевшему театру, зашли в мастерскую. И здесь он увидел кукол «Короля-оленя»:

- Возьмем, - сказал он.

- Что ты, Борис, - ответил я, - ты же знаешь, пароход перегружен, дирекция, капитан будут ругаться! Да и во что мы их запакуем?

- А вот в гардины…

Мы сняли с выбитых окон гардины и завернули в них кукол. Не тут-то было: он стал вытаскивать из груды мусора какие-то папки. Это оказались эскизы и чертежи спектакля.

- Уж одно к одному…

Гардин уже не хватало, но нашелся ящик. Если бы не этот случай – не было бы премьеры в Новосибирске и вообще не было бы «Короля-оленя»…

Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцены из спектакля "Турандот", фото предоставлено пресс-службой театра
Спектакль «Турандот»

Режиссер Борис Константинов

Художник Виктор Антонов

Премьера 23 декабря 2017 г.


Это удивительная сказка, в которой сталкиваются два мира – строгий Китай и романтичная Венеция.

История любви жестокосердной красавицы Турандот и принца Калафа разыгрывается с такой неподдельной страстью, что порой забываешь, что на сцене куклы. Огромная Луна, венецианские мосты, чёрная гладь воды, гондолы, веера, колокольчики, и, конечно же, куклы – настоящие произведения искусства завораживают, заставляя на два часа забыть обо всём, кроме того, что происходит на сцене.