1943 / 2024
Вспоминая о репетициях спектакля «Пока не остановится сердце», Алиса Коонен писала: «Я хорошо знала, что многие из прославленных героинь Отечественной войны не родились героинями и даже не подозревали в себе тех качеств, которые проявлялись потом, в решающие минуты борьбы, и делали бессмертными их имена».
Мальчики и девочки 9 «Б» из спектакля Владимира Киммельмана «Завтра была война», год назад поставленного на сцене Театра Пушкина, тоже не подозревают, что станут героями, отдав жизнь за Победу.
Спектакль «Пока не остановится сердце».
Пьеса Константина Паустовского.
Композиция спектакля и постановка Александра Таирова, художники Е. Коваленко и Е. Кривошеина.
Премьера 4 апреля 1943 г.
Пьеса «Пока не остановится сердце» была создана Константином Паустовским специально для Камерного театра. Знаменитый писатель признавался, что почти не имеет опыта в драматургии и горячо просил Александра Таирова и Алису Коонен помогать ему.
Идея совместной работы возникла в 1941 году в Москве. Таиров обратился к Паустовскому с предложением написать пьесу, которая соответствовала бы духу его театра. Вскоре Камерный театр был эвакуирован в Барнаул, а в 1942 году Таиров пригласил Паустовского приехать в гости.
В небольшой заметке «К тридцатилетию театра» Паустовский написал: «Я рад, что мне пришлось работать для этого театра в первые годы Отечественной войны в тяжелых условиях эвакуации в Барнауле и на Алтае. Там, в Барнауле, в обледенелых залах театра, бывшего некогда тюремной церковью, в полной мере обнаружились мужество, сила духа и величайшая преданность искусству как Александра Яковлевича Таирова, так и коллектива театра».
Весной и летом работа над пьесой увлеченно шла в Барнауле и Белокурихе - заповедном алтайском месте. А после отъезда Паустовского началась оживленная переписка. Для Алисы Коонен, которая считала Паустовского одним из своих любимых писателей, участие в этой постановке стало большим событием.
Сюжет пьесы поражал своим глубоким драматизмом. В отсутствие Анны в дом врываются фашисты и убивают мальчика. Обезумевшая от горя мать бесцельно бродит по опустевшему городу с мёртвым ребёнком на руках. Пьяные гитлеровцы с насмешкой вырывают из её рук тело сына. Это потрясение возвращает Анне рассудок и рождает желание бороться и отомстить, и она вступает в контакт с партизанами. Притворившись сломленной, актриса соглашается сотрудничать с фашистами и выступить перед офицерами штаба. Во время концерта партизаны уничтожают сборище фашистов.
Премьера спектакля «Пока не остановится сердце» состоялась 4 апреля 1943 года в Барнауле. А в декабре его увидели и московские зрители.
Известный театровед и театральный деятель Павел Марков так описывал эту постановку: «Фашисты в серо-зеленых мундирах окружали в жутком хороводе обезумевшую женщину с мёртвым ребенком на руках. В сцене бала немецкие офицеры механически, как-то неодушевлённо танцевали, преждевременно торжествуя победу. В финале образ актрисы с развевающимся красным шарфом в руке должен был стать как бы обобщенным выражением борьбы русского народа».
Алиса Коонен вспоминала, что душевный мир Анны Мартыновой был ей понятен и близок. Образ легко складывался в воображении. Роль привлекала богатейшей амплитудой чувств - от глубокой подавленности материнским горем, полного бессилия, почти безумия - до сложной игры, состязания с опытным, умным гестаповцем, подозревающим Анну в фальшивой преданности нацистам.
А вот работа над спектаклем шла трудно, она совпала с тяжелой болезнью Александра Таирова. Но репетиции продолжались, иногда Таиров вел их полулёжа от слабости и боли.
В своей книге «Страницы жизни» Алиса Коонен так описывала это время: «В те дни я особенно волновалась за Александра Яковлевича, когда видела на репетициях его исхудавшее лицо. Иногда по вечерам, когда Таиров репетировал, я, чтобы дать разрядку душевному напряжению, убегала из дому. Невдалеке от нас была небольшая площадь. Жгучий мороз, огромные снежные сугробы, в которых тонули валенки, резкий ветер… И только вдали, в окне какого-то маленького деревянного домика - всегда приветливо мигающий огонек. На краю площади огромный черный рупор громкоговорителя, врезывающийся чуть не в самое небо, передавал последние вести с фронта, а потом неслись в воздух военные песни. Мысли мои уносились в другой мир, в мир великой муки и великого мужества людей. Слушая песни, я плакала, плакала громко, навзрыд, зная, что никто меня не слышит… На премьере кресло Таирова оставалось пустым. Публика тепло приняла нашу новую работу».
Особенный успех имела сцена-поединок Анны и умного, образованного фашиста Руммеля, старающегося проникнуть в её тайные замыслы. Когда моральная победа русской актрисы становилась очевидной, зал разражался аплодисментами. Не менее горячо зрители принимали и финал спектакля - концерт, в центре которого была великолепная Анна Мартынова. Она расточала обворожительные улыбки фашистам, но втайне готовила им гибель. Сначала Паустовским было решено, что Руммель перед смертью успевает застрелить Анну. Но после финал переделали, и Руммеля убивал первый же выстрел советского партизана.
Великолепную музыку к спектаклю «Пока не остановится сердце…» написал молодой Георгий Свиридов.
Главную роль блистательно сыграла Алиса Коонен, в спектакле были заняты ведущие артисты театра - Елена Уварова (Давыдовна), Борис Терентьев (Ушаков), Николай Чаплыгин (Руммель), Августа Миклашевская (Вязальщица), Владимир Кенигсон (Берман) и другие.
Пьеса шла часто и пользовалась успехом, а её название стало популярной цитатой.
«Завтра была война» Пьеса по роману Бориса Васильева
Режиссер Владимир Киммельман
Художник-постановщик София Егорова
Премьера 7 мая 2024 г.
В 1949 году театр Таировв был «реорганизован», а по сути, уничтожен. Послевоенное время было не только героическим, но и жестоким. Камерный театр переименовали в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.
Сегодня Театр Пушкина последовательно воскрешает историю и наследие Камерного театра. Отдавая дань своему предшественнику, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина учредил памятный знак «За продолжение традиций Камерного театра».
Развевающийся красный шарф героини Алисы Коонен, русской актрисы Анны Мартыновой, словно отразится в алом цвете декораций к спектаклю Владимира Киммельмана «Завтра была война». В постановке занято несколько поколений артистов. На сцене опытные мастера и вчерашние студенты: Владимир Майзингер, Евгения Дмитриева, Анастасия Лебедева, Андрей Кузичев, Екатерина Рогачкова, Елизавета Кононова, Вероника Сафронова…
Музыку специально для спектакля написал молодой композитор Родион Аверьянов.
К спектаклю Театра Пушкина «Завтра была война» вполне можно отнести слова Павла Маркова о том, что для Камерного театра «важно было не только конкретное проявление любви, но, более того, любовь сама по себе, как нечто, лежащее в основе бытия».
Премьера состоялась в 2024 году, словно к столетию со дня рождения тех, кто со школьной скамьи шагнул в ад Великой Отечественной войны. Из десяти призывников 1923-24 года рождения домой вернутся только двое.
События спектакля разворачиваются в предвоенном 1940 году - сложное, неоднозначное, напряженное время. Оно сформировало тех, кому было суждено ценой жизни, вопреки всему остановить фашистскую чуму. Не только ненависть к врагам, но и любовь к людям движет героями.
В финале пьесы «Пока не остановится сердце» Анна Мартынова говорит слова, которые могла бы сказать Искра Полякова и её друзья: «Счастье придёт. Мы отстоим его своей кровью, своей яростью, своим гневом, последним своим предсмертным криком. Мы будем бороться за него, пока не остановится сердце».










