1943/2014
Спектакли о Великой Отечественной войне всегда занимали знаковое место в репертуаре советских театров. Но не меньшую роль они играют и сегодня. Обращение театра к этой теме словно проверяет его на подлинность.
До 1941 года в Центральном детском театре (РАМТ) в основном ставили спектакли для юных зрителей, но для поддержания боевого духа работников тыла, раненых бойцов и отправляющихся на фронт солдат нужен был другой репертуар. Так в 1943 году в эвакуации в городе Сталинске (Новокузнецк) в Сибири ЦДТ обратился к пьесе «Русские люди» - первому художественному отклику на события войны известного писателя и поэта Константина Симонова. Симоновский сюжет был рожден нелегкими испытаниями, мыслями о том, как и что выявляет война в людях, как очищает и высветляет или, напротив, окончательно разрушает человека. Постановку осуществил режиссер Иосиф Рапопорт.
Спустя 71 год, в 2014 году в репертуаре Российского академического молодежного театра появился спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна, после премьеры которого в театральном сообществе заговорили о возрождении публицистического театра. Постановка об одном из малых Нюрнбергских процессов продолжила разговор театра со зрителем о важных общечеловеческих вещах – о справедливости и ответственности.
Режиссер Иосиф Рапопорт
Художник Зинаида Сирвинт-Шерман
Премьера 30 мая 1943 г.
В октябре 1941 года фашисты начали бомбить Москву, фронт подошел почти вплотную к городу. В это время фронтовые бригады из труппы ЦДТ выступали перед сражающимся Подмосковьем, пока не был отдан приказ об эвакуации театра в Сибирь. Творческие планы, театральные имущество, сложившийся рабочий ритм и привычки, порядок и традиции - все пришлось бросить и отправиться в неизвестность по железнодорожным путям, которые постоянно подвергались бомбежкам.
Это были самые драматичные дни для коллектива театра, для москвичей, для всей страны. Самым важным тогда было сохранить спокойствие и веру в победу.
Театр выжил: менее трех месяцев понадобилось эвакуированной труппе, чтобы далеко в Сибири открыть свой 20-й сезон. Актеры работали несмотря на начавшуюся у многих дистрофию (питались хлебом, выдававшимся строго по карточкам, и кормовой свеклой) и в процессе овладевали разными театральными профессиями.
Судьба пьесы «Русские люди» необыкновенна. Она была написана Константином Симоновым в 1942 году и поставлена практически всеми театрами страны. Сам писатель называл эту пьесу своей любимой. Когда Центральный детский взял ее к постановке, «невольно зародилось сомнение, сможет ли театр, которому лучше всего удаются сказки, справиться с историей иного плана, рисующей не историю, а сегодняшний день, наполненной пламенным патриотизмом советских людей, которые самоотверженно идут в бой и встречают смерть с песней на устах…», – писал журнал «Театр».
Премьера спектакля «Русские люди» состоялась 30 мая 1943 года. Режиссер передавал атмосферу фронтовой жизни, наполненную грохотом взрывов, криками раненых и запахом пороха. Но вместе с тем в спектакле звучала и надежда на победу, на мирную жизнь, на светлое будущее.
Даже в самые тяжелые времена люди не теряют веру в лучшее. Они мечтают о том, что война закончится и они смогут вернуться домой, к своим семьям, к мирной жизни. Эта надежда помогала им выжить и продолжать бороться. В пьесе «Русские люди» герои Симонова верят, что они сражаются за правое дело, за свободу Родины, за будущее своих детей.
Спектакль сыграли 41 раз.
Режиссер Алексей Бородин
Художник Станислав Бенедиктов
Премьера 10 октября 2014 г.
В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», на котором слушались дела нацистских судей. Спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные, о мере ответственности каждого за свою судьбу и, в конечном счете, за судьбу своей страны.
Режиссер поместил действие в пространство кабаре, уйдя от прямого пересказа заседания суда, создав ситуацию некоторого отстранения, которая только больше оголяет нерв спектакля. Несмотря на то, что в «Нюрнберге» немало длинных, увесистых, тяжелых по своей сути монологов и диалогов, смотрится он увлеченно и напряженно. Возникает ощущение просмотра большого кино. Впечатление усиливается массовыми сценами.
В постановке участвует практически вся труппа театра и на сцене одновременно могут находиться несколько десятков человек. В спектакле заняты ведущие актеры РАМТа Александр Гришин, Денис Шведов, Нелли Уварова, Евгений Редько, Юрий Григорьев, Александр Доронин и другие.
Помнить, не повторять, суметь сохранить себя - все это, безусловно, заложено, как в сценарии Манна, так и в спектакле РАМТа. Режиссер нашел яркую театральную форму, которая традиционно у Бородина базируется на нравственных, духовных и культурных традициях. Потому «Нюрнберг» входит в мысли и душу таким сильным, обжигающим откровением.







