РАМТ(ЦДТ)
Российский государственный академический молодежный театр - РАМТ
Купить билет
РАМТ: Спектакли о войне и ее эхе

1943/2014


Спектакли о Великой Отечественной войне всегда занимали знаковое место в репертуаре советских театров. Но не меньшую роль они играют и сегодня. Обращение театра к этой теме словно проверяет его на подлинность.

До 1941 года в Центральном детском театре (РАМТ) в основном ставили спектакли для юных зрителей, но для поддержания боевого духа работников тыла, раненых бойцов и отправляющихся на фронт солдат нужен был другой репертуар. Так в 1943 году в эвакуации в городе Сталинске (Новокузнецк) в Сибири ЦДТ обратился к пьесе «Русские люди» - первому художественному отклику на события войны известного писателя и поэта Константина Симонова. Симоновский сюжет был рожден нелегкими испытаниями, мыслями о том, как и что выявляет война в людях, как очищает и высветляет или, напротив, окончательно разрушает человека. Постановку осуществил режиссер Иосиф Рапопорт.

Спустя 71 год, в 2014 году в репертуаре Российского академического молодежного театра появился спектакль Алексея Бородина «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна, после премьеры которого в театральном сообществе заговорили о возрождении публицистического театра. Постановка об одном из малых Нюрнбергских процессов продолжила разговор театра со зрителем о важных общечеловеческих вещах – о справедливости и ответственности.

Фото спектакля "Русские люди", 1943 г. предоставлено пресс-службой театра
Фото спектакля "Русские люди", 1943 г. предоставлено пресс-службой театра
Концерт актрисы Э.М. Марковой-Орловой в госпитале, г. Сталинск, 1943 г. Фото предоставлено пресс-службой театра
Концерт актрисы Э.М. Марковой-Орловой в госпитале, г. Сталинск, 1943 г. Фото предоставлено пресс-службой театра
В парке, г. Сталинск, 1943 год, фото предоставлено пресс-службой театра
В парке, г. Сталинск, 1943 год, фото предоставлено пресс-службой театра
Спектакль «Русские люди»

Режиссер Иосиф Рапопорт

Художник Зинаида Сирвинт-Шерман

Премьера 30 мая 1943 г. 


В октябре 1941 года фашисты начали бомбить Москву, фронт подошел почти вплотную к городу. В это время фронтовые бригады из труппы ЦДТ выступали перед сражающимся Подмосковьем, пока не был отдан приказ об эвакуации театра в Сибирь. Творческие планы, театральные имущество, сложившийся рабочий ритм и привычки, порядок и традиции - все пришлось бросить и отправиться в неизвестность по железнодорожным путям, которые постоянно подвергались бомбежкам.

Это были самые драматичные дни для коллектива театра, для москвичей, для всей страны. Самым важным тогда было сохранить спокойствие и веру в победу.

Театр выжил: менее трех месяцев понадобилось эвакуированной труппе, чтобы далеко в Сибири открыть свой 20-й сезон. Актеры работали несмотря на начавшуюся у многих дистрофию (питались хлебом, выдававшимся строго по карточкам, и кормовой свеклой) и в процессе овладевали разными театральными профессиями.

Судьба пьесы «Русские люди» необыкновенна. Она была написана Константином Симоновым в 1942 году и поставлена практически всеми театрами страны. Сам писатель называл эту пьесу своей любимой. Когда Центральный детский взял ее к постановке, «невольно зародилось сомнение, сможет ли театр, которому лучше всего удаются сказки, справиться с историей иного плана, рисующей не историю, а сегодняшний день, наполненной пламенным патриотизмом советских людей, которые самоотверженно идут в бой и встречают смерть с песней на устах…», – писал журнал «Театр». 

Премьера спектакля «Русские люди» состоялась 30 мая 1943 года. Режиссер передавал атмосферу фронтовой жизни, наполненную грохотом взрывов, криками раненых и запахом пороха. Но вместе с тем в спектакле звучала и надежда на победу, на мирную жизнь, на светлое будущее. 

Даже в самые тяжелые времена люди не теряют веру в лучшее. Они мечтают о том, что война закончится и они смогут вернуться домой, к своим семьям, к мирной жизни. Эта надежда помогала им выжить и продолжать бороться. В пьесе «Русские люди» герои Симонова верят, что они сражаются за правое дело, за свободу Родины, за будущее своих детей.

Спектакль сыграли 41 раз.

 Лоусен - Денис Шведов, фото предоставлено пресс-службой театра
Лоусен - Денис Шведов, фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Линдон - Елена Галибина, фото предоставлено пресс-службой театра
Линдон - Елена Галибина, фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Сцена из спектакля "Нюрнберг", фото предоставлено пресс-службой театра
Спектакль «Нюрнберг»

Режиссер Алексей Бородин 

Художник Станислав Бенедиктов

Премьера 10 октября 2014 г.


В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна об одном из «малых Нюрнбергских процессов», на котором слушались дела нацистских судей. Спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные, о мере ответственности каждого за свою судьбу и, в конечном счете, за судьбу своей страны. 

Режиссер поместил действие в пространство кабаре, уйдя от прямого пересказа заседания суда, создав ситуацию некоторого отстранения, которая только больше оголяет нерв спектакля. Несмотря на то, что в «Нюрнберге» немало длинных, увесистых, тяжелых по своей сути монологов и диалогов, смотрится он увлеченно и напряженно. Возникает ощущение просмотра большого кино. Впечатление усиливается массовыми сценами. 

В постановке участвует практически вся труппа театра и на сцене одновременно могут находиться несколько десятков человек. В спектакле заняты ведущие актеры РАМТа Александр Гришин, Денис Шведов, Нелли Уварова, Евгений Редько, Юрий Григорьев, Александр Доронин и другие.

Помнить, не повторять, суметь сохранить себя - все это, безусловно, заложено, как в сценарии Манна, так и в спектакле РАМТа. Режиссер нашел яркую театральную форму, которая традиционно у Бородина базируется на нравственных, духовных и культурных традициях. Потому «Нюрнберг» входит в мысли и душу таким сильным, обжигающим откровением.