
Проект МТС Live к 80-летию Победы
“Спектакли, вдохновившие на Победу”
22 июня 1941 года Владимир Иванович Немирович-Данченко, узнав о нападении фашистской Германии, откликнулся письмом. «...Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач — защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага...».
“Все для фронта, все для победы” — это был всеобщий лозунг. Под этим лозунгом работал и театр в годы Великой Отечественной Войны.
Многие актеры ушли добровольцами на фронт: в их числе были будущие народные артисты Владимир Этуш, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт. Другие же видели свое служение в том, чтобы творчеством поднимать боевой дух солдат на передовой и людей, трудившихся в тылу.
За неполных четыре года на фронтах состоялось 1 350 000 выступлений, почти половина – в условиях боевой обстановки.
Московские театры создавали фронтовые бригады: только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. Спектакли и концерты проводились в прифронтовых селах, на передовой, в палатах госпиталей и на палубах военных кораблей. Порой сцену организовывали в нескольких сотнях метров от поля боя, а посреди концерта слышались взрывы. Артисты часто рисковали жизнью не меньше, чем военные: их не брали в плен, они расценивались как особо опасные враги, благотворно влиявшие на боеспособность красноармейцев. С июня 1941-го по май 1945 года в условиях боевой обстановки состоялось 473 тысячи спектаклей и концертов. На фронтах побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи артистов – главным образом, из московских театральных коллективов.
Свой вклад в Победу внесли и те артисты, которые остались в тылу. Театры собирали средства для нужд армии: на собранные от благотворительных спектаклей и концертов средства (98 миллионов рублей) покупали военную технику.
Во время войны в репертуарах появлялись новые спектакли. Премьеры собирали залы и в столице, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Урале, и в других местах, куда были эвакуированы столичные труппы. На протяжении войны театральный репертуар претерпевал изменения: если в самом ее начале артисты показывали в основном классику и произведения героической тематики , то позднее большей популярностью стали пользоваться комедии. Особенный успех имели комедии Островского — «Не все коту масленица», «Правда — хорошо, а счастье — лучше» и «Женитьба Белугина».
Советские театры, особенно московские, сыграли важную роль в укреплении боевого духа солдат. Такой масштабной культурно-просветительной работы, как в СССР, не велось в ходе войны ни в одной стране мира.
Но московским театрам удалось не только поддержать бойцов, но и вернуть довоенный уровень прибыли. За вторую половину 1941–1943 годов столичные театры поставили 93 новых спектакля. Их популярность была так велика, что с начала 1943 года театры перешли на самоокупаемость, отказавшись от дотаций из бюджета города.
Проект МТС Live “Спектакли, вдохновившие на Победу” обращается к некоторым, знаковым постановкам из репертуара московских театров времен Великой Отечественной Войны и протягивает ниточку к сегодняшнему репертуару столичных театральных коллективов, рассказывая, чем связаны постановки “тогда и сейчас”.






